БОРИС ЮДИН
Поэт, прозаик, эссеист. Родился в
Даугавпилсе в 1949 году. Учился на филфаке Даугавпилсского пединститута. С 1995
года живёт в США. Член Объединения русских литераторов Америки (ОРЛИТА).
Постоянный автор изданий «Наша Канада», «Обзор» (Чикаго), «Наша Флорида». Стихи
и проза публиковались в журналах и
альманахах : «Белый ворон», «Крещатик», «Зарубежные записки», «Стетоскоп»,
«Побережье», «Слово/Word», «Встречи», «LiteraruS», «Футурум-арт», «Дети Ра»,
«Зинзивер», «Иные берега», «Barkov`s
magazine», «Время и место» и других. Автор книг – «Убить Ботаника», «Дилетант»,
«Так говорил Никодимыч», «Город, который сошёл с ума», «Формула стиха».
Участник нескольких антологий
ФОРМУЛА СТИХА
Песок плюс сода, плюс огонь – вот формула стекла.
Слова в агонии – в огонь! Вот формула стиха.
Трепещет нужная строка на кончике стила.
Она давно бы вниз стекла, прозрачна и легка.
Она б давно легла в строфу, о вечности звеня,
Но к счастью вечность коротка и весь исписан лист,
И открывается камин в язычество огня.
Он пышет жаром от любви, нахален и речист.
Он верит: формула любви – случайные слова,
В которых звуки сплетены без смысла, наугад.
Без смысла падают дожди и ветер в деревах
Без смысла шелестит листвой, одушевляя сад.
Огонь совсем не формалист. А то, что пылко врёт,
То это к делу не подшить и не вменить в вину.
Он позабытые слова в объятиях сожмёт,
И форму даст им, как бокал игристому вину.
Я не солдат и не швейцар. Мне форма не нужна.
Возьму – по древу растекусь, мифический Боян.
Но вот строка в строфу легла. Ночь. В доме тишина.
Огонь к камине догорел и опустел стакан.
ДЕРЕВЬЯ ПЯТИДЕСЯТЫХ
Деревья пятидесятых собой подпирали небо.
На них нелепые гнёзда сооружали грачи.
А время стучало в окна безжалостно и свирепо,
И прятались в камеры залов Шагаловские скрипачи.
И пульс часов учащался, и воспалялись гланды,
За окнами шли парады, дожди и сеансы в кино.
Суббота дышала баней, свежим бельём и лавандой,
И щёлкали по столешницам косточки домино.
Деревья были покрыты морщинистою корою,
Как руки старух-колхозниц. Уже отрыдало вдовство.
И чтобы побольше было мечтателей и героев,
Переполнялось криками женское естество.
А тополя размножались. Их пух покрывал панели.
Пушок на губе был странным, как волосы на лобке.
Гитары дворов и подъездов о лагерном братстве пели,
И билось запретное слово в Есенинской горькой строке.
Грачи вечерами взмывали зловещей Хичкоковской стаей,
Авгуры испуганно клали свои партбилеты на стол.
И в букварях блистало жестокое имя из стали,
Чтоб покорял Антарктику атомный ледокол.
Но времени тахикардия и века опухшие веки,
Румяные яйца на Пасху, рождественская мишура,
Блестящая ложь театра и книги в библиотеке
Растрачивали впустую накопленные вечера.
Поблекли кремлёвские звёзды а с ними “великие цели”,
И лопнула на гитаре натруженная струна.
Пугает своим безлюдьем картина “Грачи прилетели”.
А если Саврасов в запое, то как же случится весна?
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ВАЛЬС
Сгорала музыка дотла,
Дышала страстью и пороком.
И подменяли зеркала
Пространства потемневших окон.
И поиск эрогенных зон
Шёл интенсивней под сурдинку,
И хрип от страсти патефон,
Иглою щекоча пластинку.
И всё потом, потом, потом…
И пахло потом, шипром, ваксой,
Чтоб не грустить о прожитом
В плену пластиночного вальса.
ТРОЙКА
Блажь колокольчика. Ах, как ему одиноко!
Ветер, зима и позёмки белёсые змеи.
Лишь пристяжная сверкнёт лакированным оком
И на скаку изогнёт лебединую шею.
А небосвод, словно омут, пугает и манит.
В нём – кастаньеты копыт и заходится сердце.
Взвизгнут полозья, качнут надоевшие сани.
И не согреться уже поцелуями в сенцах.
Вспомнятся ливни и запахи сена, и губы,
Но не обнять, не увидеть ни то и ни это.
Жаль, что приметы, как песни, по-прежнему глупы.
И потому возвращаться – плохая примета.
В сладость объятий пастушек на пасторалях
Кони несут, закусив удила и хмелея.
Чтобы чернел впереди рассусаленный Палех,
Чтобы фонарь покачнулся на шее аллеи.
Вечер, дорога, подмёрзших созвездий осколки.
Ржёт коренной, предвкушая приход конокрада,
Воет ямщик так, что плачут от зависти волки.
– Слушай, таксист! Тормозни-ка. Мне дальше не надо.
***
Ночью высыпал иней и стала седою сосна.
Значит – поздняя осень, морозец, и кофе спросонья.
Я щекой прикоснулся к простуженной раме окна.
Так ребёнок доверчиво льнёт к материнской ладони.
У соседского дома заходится пёс-пустобрех,
На полях жаждет снега щетинообразная озимь,
Начинается день, истончается медленно век,
И подошвы солдатских сапог истираются оземь.
Где-то зыбкость портов, кислый запах чужих городов.
А у нас подмерзает, и звёзды ночами текучи.
На дороге – раздавленный ёж, словно “Роза ветров”,
Чтобы знали ветра куда гнать надоевшие тучи.
AССОЛЬ
Как обещал, заезжий враль,
Плескал цветастый бред!
Ассоль стоит и смотрит вдаль
Восьмой десяток лет.
Глядят ослепшие глаза
В закат из-под руки
Туда, где реют паруса,
Пленительно легки.
Их цвет, как кровь, горяч и ал.
Там склянки вечность бьют.
Шторма. Корабль опоздал
На несколько минут.
НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ЭТЮД
Лежат машины на асфальте
Цветною лентой. Тишина.
Кишок Нью-Йоркских перистальтика
В который раз затруднена.
И, подчиняясь воле Божьей,
Спит с ниточкой слюны у рта
На тротуаре чёрный бомжик :
Лицо распятого Христа.
СЛЕДЫ
Следы – это не слепок со ступни,
Не параллельность ниточек лыжни,
Не патина на туше монумента,
Не дактилоскопия прошлых дней,
И не кресты кладбищ и росстаней,
И не тугие пряди перманента.
А удивленье позднего звонка.
И хорошо, что след от каблучка,
Как отпечаток утра, не обрамить.
И ночь лежит в предложном падеже,
И в зеркале фигурка в неглиже
Бледнеет фотографией на память.
ПРЕДЧУВСТВИЕ ОСЕНИ
Вот и лето под горку катится,
И деревья многоузорны.
Если лиственные, то в платьицах,
Если хвойные – в униформе.
На припёке уже не согреться.
Слякоть. Ветра ночные аккорды.
Неизбежность лежит под сердцем,
Как у школьницы перед абортом.
***
Сад. Столик. Патина кувшина.
Шмели в соцветьях конопли.
Тяжёлый орден георгина
И яблок яростный налив.
И бабочки над медуницей,
Под рясой сизой ряски – пруд,
И плачем незнакомой птицы –
Девичья песня ввечеру.
Между страниц засохший лютик,
Дождей весёлая вода...
И всё это когда-то будет.
Не может быть, чтоб в никуда.
ГОРОД
Город, в котором ты бродишь, чрезмерно многоуголен.
Город, которым ты бредишь, с воза упал и пропал.
Тычутся в небо углами навершия колоколен,
И угловатость коленок перетекает в овал.
И остроту измены любовный таит треугольник.
Ну, переставишь мебель – что толку от перемен?
Стукнешься локтем об угол – это чертовски больно.
Даже если невольно подальше держаться от стен.
Даже если напрячься и вывернуть дом, как перчатку,
Только углов прибавишь
да потеряешь покой.
Угол - это всего лишь пространство между лучами:
Сходятся, или расходятся – разницы никакой.
Лучше альбом для фото прошлым чужим наполни.
Всё заживёт до свадьбы, если приложишь лёд.
Угол - это
застывший гром между веток молний,
Это когда нет выхода и опечатан вход.
Угол падения станет равным углу отраженья,
И поражения
радость будет легка и сладка.
Чтоб не исчез из памяти собственный День рождения,
Два узелка завяжутся на уголках платка.
Все города похожи. Подумаешь - ростом не вышел!
Здесь потолки пониже,
но спальни зато теплы.
Нравится - по Парижу? С картинками выбери книжку,
К лампе садись поближе, и перелистай углы.
ПРЕДЧУВСТВИЕ ОСЕНИ
Ночами можно слышать тишину.
А липа, хоть стоит с зелёной прядью,
Но молча предвкушает желтизну,
Как девушка порочное зачатье.
Недвижна и черна вода пруда,
И мощи пня зловещи, словно фетиш.
Уехать, бы уехать. Но куда
От немощи и старости уедешь?
***
Случится так – снег скрипнет под ногой,
А если будет отттепель, то всхлипнет.
И город потеряет строгость линий
И встанет беззащитный и нагой.
И всё-таки настанет день и час:
Сквозняк от нетерпенья хлопнет дверью,
И сизари на снег обронят перья,
Чтоб улицы оделись в свежий наст,
И ты накинешь лёгкое пальто,
Спеша на волю, прямо на сорочку.
И будет ночь, мороз и заморочье.
А что потом не ведает никто.
Всё потому, что не пристало знать,
К кому ведут следы твоих сапожек
По коже города, по бездорожью.
И всё, что было, сбудется опять.
ОБИДА
Скрипачка водит пальцем по стеклу.
У ног в футляре – лак ненужной скрипки.
Скрип музыкальнее,
чем липкость всхлипов
И глупость слов, произнесённых вслух.
Скрипачка, девочка, измученный сверчок!
Окно и скрип. И по спине мурашки.
И, словно хлыст, язвителен и страшен
Смычок, зажатый в правый кулачок.
Из двери класса хлынул вальс-каприс.
И вот уже накрыты телом вальса
И ногти, что обгрызены до мяса,
И пальчики, стираемые в визг.
ЧЕРНЫЙ АНГЕЛ
А суд, как водится, был скорый и, как обещано, был
страшный.
Как Ангел смерти, над землёю простёр крыла суровый грач.
Там лемехи плугов блестящих зубами разрывали пашню,
И трактор, вспомнив, что он лошадь, ржал и летел по полю
вскачь.
Шуршали в почве семена о том, как сладко колоситься.
Шёл нерест. Грех почуяв рыбий, рыбак шёл с удочкой к
реке.
И было видно как над лесом туда, где плещутся зарницы,
Летел суровый чёрный Ангел и червяка держал в руке.
ЛЬВОВСКИЙ ЭТЮД
Старинный город. Лето. Тень от клёнов.
А в нише дома, как шахтёр в клети,
Раскрашенная статуя Мадонны
Стоит, бессильно руки опустив.
Туристы. Гид. Старуха нянчит внука.
Душа бессмертной будет. А пока
Скулит тихонько в подворотне сука
О том, что дворник утопил щенка.
***
А что мы всё о вечном?
Давай – о преходящем.
Давай – о первом встречном:
И пьющем, и курящем.
Он – притча во языцех,
Экстракт дурных манер.
К тому же матерится,
Как унтер-офицер.
Похмелье, и изжога,
И хром, и
кособок...
Что? Он – подобье Бога?
“Конечно” – скажет Бог.
ПОСЛЕВОЕННАЯ ПИВНАЯ
Засаленные лодочки пилоток,
Муар колодок, и блевоты дух.
Обсасывают остовы селёдок
Небритые философы пивнух.
Они давно ушли в иные дали,
И хрипловатый голос их угас.
Но главного они не рассказали.
Всё потому что пощадили нас.
ФЛИРТ
Лифт флирта. Фиалки приколоты к лифу.
То падаешь в бездну, то – в небо ракетой.
Ритм флирта. Петрарка купается в рифмах,
Лауру опутывая в сонеты.
Флёр флирта – и хвост у павлина распущен,
Соперника валит олень на колени,
В альбоме у Керн заливается Пушкин
О том, что чудесное будет мгновенье.
Всхлип флирта. Намёки – дурманом по венам,
И запах магнитен, как вальс на баяне.
А взмахи ресничные так откровенны,
Как дам недостатки в общественной бане.
Флирт жарок, как спирт, как пасхальные свечи,
Как тень саламандры, танцующей в топке.
И хочется верить, что счастье – навечно.
И тянутся пальчики к лифтовой кнопке.
О ЗИМАХ
Я думал зимы непереносимы,
А оказалось, что произносимы,
Когда на русском языке изречь.
Другое дело, если скажешь winter,
Надеть под куртку позабудешь свитер,
И дров подбросить в вянущую печь.
И сразу снег в лицо швырнёт дорога.
Всё потому что Даббл ю двурого –
Вот так и дал бы палкой по рогам.
Всё потому, поэтому и также
Зима по-русски несравненно краше
Всех зим по иноземным берегам.
Зима по-русски южных зим вьюжнее
Забористей, задористей, нужнее.
Декабрьский вечер. За окном пурга.
И ожидать волнительно и сладко,
Что в Святки девки запоют колядки
И станут ворожить на жениха.
0 comments:
Post a Comment