Tuesday 9 June 2015

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР
Родился в 1956 году в Москве, где и проживает. По образованию – инженер-математик. В 1994-96 гг. – ведущий авторской программы на радио "России" "Белый лист" – о языке поэзии и поэзии языка. Имеет публикации в некоторых российских и нероссийских журналах.








ЗабоРильки
Деревья складками коры
нам говорят о короедах,
личинки коих, пообедав,
и заболонь в обед отведав,
ведут неспешную беседу
и спать ложатся до поры.

Там, под корой, свои миры:
там кучи резвой детворы,
которой страх пока неведом,
за воспитателями следом
гоняют весело с горы
на маленьких велосипедах.

Там выползает из норы
огромный червь, царица ели,
старательно переварив
все то, что съела на неделе,
она кивает еле-еле –
и вот уже к ее постели
везут привычные дары.

Но основная жизнь – пиры:
едят везде, едят повсюду;
не успевают мыть посуду;
несут, несут за блюдом блюдо…
Так отдаются чрева блуду,
что только треск из-под коры.

Едят свой дом они, спеша –
ведь он на время им сдается;
и погибает дом, сдается,
кора трещит, на части рвется
и осыпается, шурша…

Не умирай, моя душа.

Рапунцель
Из смутного детства, из памяти ранней,
из влажного кокона воспоминаний,
по переплетенным тропинкам сознанья
явилось, пробилось одно заклинанье:

Рапунцель, Рапунцель, проснись!
Спусти свои косыньки вниз!

И, словно по тросам, проворным матросом
вскарабкаюсь я по сверкающим косам,
на башню седую взлечу – не взойду –
и вот я – в саду, заповедном саду…

С кленовою тросточкой, в длинной рубахе
там встретит меня старичок Амфибрахий,
и руку протянет, и скажет: пойдём
туда, где, омытая лунным дождём,
за солнечным раем, за сумрачным адом
тебя ожидает страна Эльдорадо,
и в ней ты найдешь, средь деревьев и скал
всё то, что желал ты, о чём ты мечтал...

Но разум стучится в затылок, как дятел:
– приятель, ты скис, окончательно спятил,
на что, подскажи, у тебя голова?
Рапунцель – растенье, всего лишь трава,
салат, сельдерей… Чем ты думаешь, право?
Смешная приправа, пустая приправа…

…Тогда почему ж, как мольбу – палачу,
я то заклинанье всё время шепчу?
– Вот перед тобою я – голый и босый…
Спусти свои косы!
Спусти свои косы!
Проснись же, проснись же, Рапунцель еси!
Спаси…

Читая Юхана Боргена

1.Вверх и вниз
И – вверх

я вижу:
поле, на котором
пасутся лошади.
И пруд. Вокруг него –
кусты.
За ними  – холм (какой-то голый),
а за холмом не видно ничего.

И – вниз

вот здесь мне всё знакомо:
качели, стол, и скатерть, и трава,
окурки, стулья, ноги…
здесь я дома –
я возвращаюсь, падая.

Едва
не выронив меня, отец тревожно:
– Ну что, ещё? Боишься?
– Не боюсь.
– Тогда лети! Чего ж ты не смеёшься?
И я смеюсь.
Раз надо – я смеюсь.
И снова вверх,
и снова жизнь другая
там – за холмом, за горизонтом, за…

Отец меня кидает и кидает.

И у него тоскливые глаза.

2. Мухи
они умирают почти сразу
мухи
садятся на желтую ленту
прилипают и дохнут
превращаясь в маленькие черные точки
но некоторые (одна-две, не больше)
самые жирные
никак не хотят умереть
все бьются, бьются
жужжат, жужжат
жужжат

совесть

3. Паутина
Я просыпаюсь. Где – не пойму
полон мой рот земли,
по телу голому моему
бегают муравьи.
Кажется, все-таки это лес,
где-то шумит вода…
Какого рожна я сюда залез,
как я попал сюда?
Везде паутина  – висят, блестят
нити по всем  кустам.
За мною следят – я вижу глаза
там, за кустами, там.
Бегу – и рву паутину ртом,
прочь ­­-- на призыв реки,
но здесь – на её берегу крутом –
ждут меня рыбаки.
Им весело. Смех. Я слышу их смех.
Прыгаю, пробую плыть…
Они смеются: «Давай, человек, –
будем тебя ловить».
Я – выдыхаю. Иду на дно,
плавно иду на дно
я медленно, плавно иду на дно.
Дно.  Я иду на дно.
Но главный рыбак, бородатый гном,
полтрубки зажав в горсти,
кричит, подцепляя меня багром:
«Теперь ему не уйти!
Теперь ему вечно кружить в кольце,
теперь  он наш общий сын».
Я – просыпаюсь.
А на лице –
ниточки паутин.

4.Танец
«И звучит эта адская музыка»
(А.Блок.  Балаганчик)
на сцене эти двое
расходятся сближаются
сплетаются сливаются
в движениях простых
ты слышишь эту музыку
ритмичную музыку
заманчивую музыку
и ты глядишь на них

в какое-то мгновение
мгновение мгновение
когда на них ты смотришь
на ногу на живот
то происходит вот что
смещение зрения
объекта искажение
и видишь только вот
случайное сцепление
туловищ и конечностей
туловищ и конечностей
конечностей и тел
и не разберешь
где мужчина где женщина
мужчина где женщина
какой-то странный зверь

он крутится и прыгает
прыгает прыгает
и он все машет лапами
блестящими, но вот
сейчас он спрыгнет на пол
он спрыгнет на пол
и после по квартирам
пойдёт пойдёт пойдёт

с другими такими же
и их число все множится
а их число все множится
танцующих ребят
но нечего тревожиться
особенно тревожиться
но незачем тревожиться
ведь им не до тебя

а ты давай обедай
обедай обедай
а ты пока обедай
сиди в своем кафе
они придут к соседу
соседу соседу
они придут к соседу
не бойся – не к тебе

случайное сцепление
туловищ и конечностей

туловищ и конечностей
туловищ и конеч…

Кустодиев. Масленица
Каждый год на Москве
в марте ли, феврале
повторяется снова и снова:

провожанье зимы,
и гульба, и костры,
и катание на Воробьёвых.

Всё  как будто навек:
этот визг, этот смех,
и мороз, и румяные лица…

На горе, под горой! –
и снежок молодой
всё искрится, искрится, искрится.

А под нами – Москва –
крыши да купола,
там, в домах, на столах деревянных –

ждут, томленьем полны,
кружевные блины,
да под водочку, да со сметаной!

Се шестнадцатый год.
Веселится народ
и гуляет, и пляшет, не зная,

что на сотнях голгоф
миллионы крестов
словно шерсть, из земли вырастают.

Что там будет потом? –
смерть, разруха,  содом –
нет, не с нами, конечно, не с нами!
И пока, и пока
жизнь сладка и легка
и блестит, и скрипит под санями.

Диалоги

Действующие лица:
Нож мясника
Точильный камень

1.        
Нож мясника: Точи меня, точи!
Я должен острым быть, чтоб резать толщу
говяжьих туш, и жилы, и хрящи –
точи меня! Я должен, должен, должен…

Точильный камень: Я точу, точу…
но ты, дружок, не увлекайся очень –
предупредить (из жалости) хочу:
чем нож острей – тем жизнь его короче.

2.
Нож мясника: Трудна моя стезя!
И лезвие чудовищно устало…
Давай, точи… Как ненавижу я
изнеженное, трепетное сало!

Точильный камень: похудел, дружок!
Да… всем теперь приходится крутиться…
Я прожужжу на ушко: плюнь на долг –
не то недолго в шило превратиться.

3.
Нож мясника: Я увязаю в нём –
в проклятом сале этом, я тупею!
Точи меня ещё! Ещё, ещё!
Острее быть хочу! Ещё острее!


Точильный камень: Эти мне ножи!
Точи, точи их – всё им, дурням, мало…
Вот ты – вжик-вжик! – и жизнь почти прожил –
а для чего, скажи? – Чтоб резать сало?

Нож мясника: Да я жжж… (ломается)
Занавес

Пётр
Вот только что – их не было. И вдруг
они возникли – из-за поворота…
И некто, суетливый как паук,
кричал: «Да вот он! Поглядите – вот он!» –
указывая  пальцем на меня…
А сзади подошёл какой-то в чёрном,
шепнул: «Спокойно, ладно? Всё фигня,
всё хорошо, всё славно» – и проворно
за локоть взял.

Сквозь пыльные клубы
проклёвывалось утреннее солнце.
Кричал петух.

–  «Пойдём. Как ни люби –
а отрекаться все-таки придётся».






0 comments:

Post a Comment