Sunday 12 February 2012




Игорь Гроссман



“Даже выпустив 10 пуль , охотники боятся подойти  к крокодилу.
 Но мало кто знает, что он легко умирает от стресса и от обиды.”
 Из разговора с аборигеном Вараном.


Почему аборигены съели Кука


История эта , началась с письма моего  знакомого, который зная
что мы ,можно сказать , австралийские долгожители сильно интересуется , ну почему они его все таки сьели.


Мой знакомый ,  имеет пытливый характер, и напиши я ему  мол “Хотели кушать и сьели Кука “ его врядли устроит..


Ответь я ему  что сам факт сжирания , произошел , порядка 300 лет назад и что 20 лет которые мы здесь живем , совсем немного в сравнении , тоже похоже не то что ему надо..

Аборигены Австралии , мало поменялись за тысячилетия , и не очень охотно идут на контакт с белыми , так же как и местное население старается держаться от них подальше.
А может это часть местной политики, держать наши две культуры по возможности раздельно. Кто знает.

Так что ,  мы не часто встречались с аборигенами.
Пока в один день мы не познакомились с аборигеном Вараном.
Произошло это так, мы с Риткой взяли напрокат машину и путешествовали в районе Port Douglass и cape Tribulation,откуда уже рукой подать до CookTown .

Места эти заброшенные ,  крокодильи.
Карты у нас были плохие, и прежде чем мы поняли что заехали не туда, мы увидели одинокую фигуру аборигена, неподвижно застывшего на поляне окружённой дремучим многоярусным тропическим первобытным лесом.

Мы подошли, поздоровались.
Варан - представился абориген.
Работаю здесь проводником,- продолжил он и с гордостью указал на свою рубашку с фирменной бляхой.
Могу организовать поход и познакомить с нашим лесом.
Почему Варан - спросил я.
В детстве ел  много ящериц - охотно ответил он.

За много лет совместной жизни , у нас с Риткой появился телепатический мост , и только взглянув друг на друга, мы тут же не сговариваясь изменили наши планы и взяли курс на новое приключение.

Мы согласны - сказал я. Можем отправлятся в путь прямо хоть  сейчас.

Ох уж эти белые, явно было написано на лице нашего проводника. К чему такая суета.. А поговорить?
Будет стоить $20 с каждого, продолжил Варан.
Я молча достал кошелек, и протянул Варану $40.
Лицо нашего аборигена омрачилось.


Я думаю что правильно понял его мысли, но все еше находясь под ускорением ... не смог вовремя затормозить и перестроится.
 Хорошо , что Ритка явно настроившись на ту же волну и хорошо зная меня вмешалась и защебетала , заполняя неожиданно наступившую паузу.

Лицо Варана просветлело, я же вдруг вспомнил как тысячу лет назад в Бурятской области мы чуть не утонули в болоте, которое от постоянно идущего дождя неожиданно стало все больше и больше набухать, и мы шли сутки и нельзя было остановиться, и некуда было поставить рюкзак чтоб перевести дух и как руки стали опухать от того что кровь перестала циркулировать и глаза больше не наводились на резкость.и подъехавшие на лошадях двое бурятов  помогли нам выбраться оттуда.
А потом предложили нам лошадей на дальнейшую дорогу и мы много с ними разговаривали и честно поделились нашим спиртом.
И никому не нужна  были оплата за деньги , потому что они просто не являются мерилом в этих краях.
Мне стало стыдно.

Не будете против , если Buddy  пойдет с нами- голос Варана прервал мои воспоминания.
Конечно нет, ответил я и потрепал пса за ухом. На спине его, явно были видны следы недавнего боя.
А какой он породы - спросил я Варана.
Так, собака - пораздумав ответил Варан.
Видимо посчитав , что первая часть подготовки к путешествию закончилась,
Варан принял официальный вид, застыл и торжественно произнес

Варан - и показал пальцем на себя.
После чего вопросительно посмотрел на нас.

Ритка - сказала Ритка и показала на себя.
Ритка -  довольно отчетливо повторил Варан , и удовлетворенно кивнул.

Игорь - сказал я и  ткнул себя пальцем.
Варан попробовал повторить , но ничего не получилось.
Подумав немного, я предложил другой вариант.

Гоша- и показал пальцем не себя.
Опять у Варана ничего не получилось.
Экспедиция явно срывалась.

Все погрузились в раздумье
Варан, решил предложить свой вариант.

Можно я тебя буду звать Мистер Босс.

Я целый год Мистер Босс , ответил я.
Давай все же еше раз попробуй  - Гоша.
Варан попробовал, и я махнув рукой, сказал, ладно Мистер  Боссс так Мистер  Босс.
Пошли.

Итак экспедиция в составе собаки неизвестной породы Бадди, аборигена Варана, Ритки и Мистера Босса потянулсь по тропе по направлению к многояруснуму тропическому лесу который сушествовал еше  с самых ранних моментов эволюции нашей планеты, и возраст которого оценивается примерно в 135 млн лет.  

Поход с Вараном не был похож ни на один  из моих прошлых  путешествий, я не могу сравнить его ни с нашими юнными спортивными походами, где цель была как можно быстрее промчатся по лесу из точки  А в точку Б. Ни с нашими последними путешествиями , где время уже не имело значения .
Дело в том что вступая с природой  в единоборство , восторгаясь ее красотой  или  пытаясь понять ее, мы все равно осатавались по разные стороны барьера.
В случае с аборигеном Вараном, барьера не было. Варан сам был природой .   

Чтоб лучше это обьяснить я должен сделать небольшое отступление.
В языке аборигенов есть слово которое звучит Altjeringa, и переводится как DreamTime. Дословный перевод  “Время Сна”  - на самом деле имеет смысл , время до времени, или время создания времени.
В “dream time”, нашу планету наполнял Дух, который постепенно заполнил людей , животных, леса,  горы  ,etc….

Прошлое и сейчас живет в настояшем растворенном во множестве его форм. Только когда DreamTime подойдет к концу, Дух опять соберется в одну форму.

Смерти как таковой не существует, просто Дух переводит нас из одной формы в другую из одного объекта в другой, оставаясь единым целым именуемым нами природой.
Так живут аборигены, такой смысл слово Dreaming .


Постепенно тропа подошла к лесу и мы стали погружаться в него.
Я не оговорился , да погружаться как на батискафе.
Растения в тропическом лесу  находятся в постоянной борьбе за свет, мы же зайдя в лес, оказались на его дне, и сколько бы мы не пытались рассмотреть небо сквозь тянушуюся вверх жизнь это было невозмозно.

Варан взял камень , и ударил по коре дерева, из которого после этого  пошел сок.
Молочный Дуб - объяснил Варан. Достаточно совсем немного этого сока капнуть в реку, как рыбу  тут же парализует  и она  всплывает на поверхность, а тут мы ее просто руками и собираем . А что станет с рыбой которую не успели собрать – спросил я.
Река её унесет вниз, а там рыба опять проснется- ответил Варан.
Я вдруг вспомнил как геологи в Сибири  ловили рыбу на кровать.
Просто перегораживали в верховьях реку кроватью с железной сеткой, и пока сетка не была на грани разрыва, улов не доставался.
Потом отбирали себе несколько рыбин , а остальное просто выбрасывали.Чего уж там, рыбы полно ,на наш век хватит..

Тропа стала забирать вверх. Но мы двигались не быстро. Почти на каждом шагу Варану было что рассказать и показать об окружающем нас лесе.
Все мимо чего мы раньше проходили не обращая внимания, имело свой характер, свою душу, своё предназначение.

Осторожно -, предупредил нас Варан, когда мы проходили мимо какого то колючего куста.
Я вопросительно посмотрел на Варана , и он охотно стал объяснять.
Тут дальше есть сахарные поля, дикие кабаны , ночью спускаются с гор и обьедают их.  Фермеры платят нам за каждого убитого кабана.
Оружия у нас нету, так мы из этого куста, делаем капканы, а когда кабан попадется, собаки его там держат, пока мы не подойдем. Вот видишь у Бадди с прошлого раза ещё рана на спине осталась, кивнул Варан на свою собаку. Ну а дальше мы уже копьями его добиваем, продолжил Варан.
Но фермеры платят нам только за 2 уха и один хвост. Иначе кабан не защитывается.
Видимо это было очень важно для Варана, он еше долго нам повторял, что 2 уха и один хвост. Иначе за кабана не заплатят. 2 уха и один хвост.

Я не хочу никого обвинять из местных фермеров, но мне оставалось только догадываться почему это так важно, 2 уха и один хвост – иначе не заплатят.

Дальше мне нельзя, неожиданно сказал Варан. Впереди святое озеро.
Мужчинам аборигенам туда нельзя. Я вас здесь подожду.
Мы с Риткой согласились, и пошли вперед по тропе.
Лучше там камерой не снимать, вдогонку крикнул нам Варан.

Подойдя к озеру, му ничего особенного не увидели. Озеро как озеро
Действительно , видимо аборигены видят все по другому, или природа открывается им, а нас чужаков не подпускает. Кто знает.

Вернувшись назад, мы нашли Варана , недалеко от моста через речку.
Видно в природе что то происходит, встретил он нас такими словами.
В это время года, вода высокая , и мост часто сносит, а сейчас воды  почти совсем нет .


Говорят сейчас во всем мире так - ответил я. Глобальное потепление.
А может снега стало меньше - продолжал я.
Никогда не видел снега – ответил Варан.
А знаешь в России  есть места , где снег лежит 9 месяцев в году - сказал я.
Никогда не был в других местах - сказал Варан и продолжил - идемьте , что то покажу .
Он свернул с тропы и стал углубляться еше глубже в лес.
Через какое то время мы  подошли к огромному дереву.
В первый момент мы даже не поняли что это одно дерево. Вокруг нас в радиусе 30м ,похожие на огромных удавов , стволы этого дерева, обвивая другие громадные деревя, поднимаилсь вверх и  где то высоко вверху соединялись  в один ствол.

Это дерево – предатор – убийца - обяснил Варан.
Удавы стволы, мертвой хваткой обвивают другие деревья, выпивая из них всю влагу.

Могучие деревья уже обвитые этим предатором обречены. А вот эти уже умерли, показал нам Варан, на спиралевидный ствол , внутри которого была пустота. Здесь когда то было другое дерево, но предатор выпил все его соки , и дерево осыпаось, а предатор пополз дальше в поисках новой жертвы для продолжениа своей жизни.

Я когда мальчишкой был, на самый вверх залез - сказал Варан.
Там наверху большая плошадка,  дерево так себе дождевую воду собирает.
Не страшно было лезть на такую высоту - спросил я.
Страшно – честно сознался Варан.  Молодой был, интересно было посмотреть что вокруг.
Дальше чем с этого дерева я ничего в жизни не видел.




Мы пошли дальше , каждый думая о своем.
Очередной привал, мы решили сделать подольше и достали кое что перекусить из наших рюкзачков.
Я  разлил кофе по чашкам и мы опять замолчали наслаждаясь крепким напитком.

Сколько у вас детей - неожиданно спросил Варан.
Трое с готовностью ответила Ритка.
У меня тоже – почему то удивившись как ребенок сказал Варан.
2 русских девочки и ози мальчик – продолжала Ритка.

Не, у меня 2 мальчика , и дочка – ответил Варан.
Помолчав немного он продолжил.
Дочка недавно нашлась. Получили от нее сообшение.
Работает в госпитале,обещала на Кристмасс приехать.

Тут мне надо сделать еше одно пояснение. Потеряв надежду, изменить аборигенов и заставить их принять европейскую культуру Австралийское правительство решило вопрос по другому.
У аборигенов отбирались их дети , и направлялись в интернаты.
Там им прививали европейскую культуру, надеясь что они "исправятся".
Дети из одной семьи всегда направлялись в разные места, чтоб ничего не напоминало им об их прошлой жизни.
Это продолжалось больше чем 100 лет, с характерным для Англичан ослинным упрямством, и снобизмом  всегда уверенных в собственной правоте идиотов. 
Кое в чем они действительно преуспели, дети аборигенов вырастали, не зная кто и где их родители, если у них братья или сестры. Но все равно, дети подрастали и срабатывал записанный в их генax код.
Рано или поздно, но приходило время и аборигентский ребенок, уходил "walkabout" - снимал с себя всю европейскую одежду,и босиком ,один уходил  назад  в дикую природу и никто его не видел пол года.
Назад они возврашались, уже будучи частью природы.
Поневоле вспомнишь Жук в Муравейнике- Стругацких.

Эта политика кончилась совсем недавно , пару лет назад  Австралийский премьер министр принес официальные извинения за "украденное поколение".
Извините , му больше не будем -  и все дело с концом.
Хотя аборигены это приняли. 
Тут надо сказать пару слов, как проходили межплеменные войны.
Два племени собирались на поляне.
Вначале вперед выходили женшины и обругивали  друг друга, затем мужчины начинали приносить извинения.
После этого война заканчивалась, и все расходились


Мы с Риткой сразу поняли смысл слов Варана - нашлась,
Ведь аборигентский ребенок не может потерятся.
Нам стало стыдно, хотя мы к этому преступлению Австралийского правительства никакого отношения не имеем.
А на каком языке ты с дочкой будешь разговаривать - спросила  Ритка.
Конечно на нашем, ответил Варан, а затем помолчав добавил с досадой.
Если еще и это у нас отобрать , то что же тогда вообше останется.
Мы с нашими детьми тоже по русски говорим - попыталась смягчить ситуацию  Ритка.

Варан повертел головой , и вдруг неожиданно резко сказал, Пошли, мы сюда что за разговорами пришли.

Пожав плечами, мы с Риткой быстро встали, засунули термос в рюкзак и побежали вниз по тропе.
Где то через пол часа , со мной поравнялся Варан.

Мистер Босс, Мистер Босс, ты не обижайся начал он.
Дело к вечеру идет, скоро кабаны начнут  с гор спускатся.Тогда не мы на них, а они на нас начнут охотится.

Ничего Варан -  все в порядке ответил я. Мы не обижаемся.
У тебя красивая женшина. Я тебе завидую - продолжил он.
.

Спорить не буду - улыбнулся я в ответ.

Выйдем из леса, я тебе на диджириду сыграю - продолжал извинятся Варан.

Я рассмеялся, и хлопнул Варана по плечу.

Хватит подлизыватся, я же сказал , все в порядке - идем.

Уже смеркало, когда мы вышли из леса.

Мистер Босс, не подвезешь нас к магазину, спросил Варан.
Кого нас - удивился я.
Варан махнул рукой и из леса, вышел еше один абориген.
Это мой сын Арунта   - предтсавил Варан.
Я вдруг вспомнил об удивительной способности аборигенов, становится невидимыми.
Может он и всю дорогу следовал за нами, а может только сейчас появился - кто знает.
Садитесь .Выпьете за Риткино здоровье, у нее сегодня день рождения - ответил я..

Да? - откровенно удивился Варан.
У меня тоже день рождения? - сказал Арунта.
И у тебя тоже ? - так же искренне удивился Варан.


Спустя час, распрошавшись с нашими новыми друзьями,мы освешая фарами джунгли неслись по извилистой тропической  дороге .
Куда ты так гонишь - спросила Ритка.
Хотелось бы на последний паром успеть - все же у тебя сегодня день рождения.
Да?- кокетливо удивилась Ритка, и мы оба расхохотались.


Паромщик, уже стал отвязывать концы, как заметил вдали светяшиеся фары еше одной машины.
Нам повезло на этот раз.

Река  через которую нам надо было переправится , была как бы естественным географически барьером, отделяющей  територию аборигенов.
С другой стороны реки все говорило о приближении к цивилизации и не прошло и часа как мы стали приближаться к порт Доугласс, излюбленному месту  отдыха миллионеров, дорогих отелей и всю ночь напролет работаюших ресторанов.
Мы выбрали себе один из них и устроившись за столиком, стали обсуждать перепитии сегодняшнего дня в ожидании меню.



Как думаешь – мог бы Варан сожрать Кука , спросил я Ритку.
Конечно они очень простые , но не злые. Не думаю - – ответила Ритка.

Что значит простые - возразил я.
Они говорят то что думают , и думают что говорят.
В своей простоте они поняли ,что мы все один биологический нетворк.
Помнишь как Варан сказал, "Что же тогда останется - если это отобрать"
Кому нужна умность нашей цивилизации , прячущей свое равнодушие и ложь за изысканными фразами  в которые даже они сами не верят.
Ведь после нас остается выженная полоса нашей планеты.
Что же тогда останется - перефразировал я слова Варана.

Повезло нам сегодня с паромом- перевела Ритка разговор .
Ешё минутка и остались бы мы у них.

Ты знаешь Ритка, я часто думаю , а с кем мы с тобой  - ответил я.
Мы понимаем аборигенов , но мы не они.
Но и здесь мы тоже не свои.

Так не бывает . Вот смотри на том берегу - одна жизнь.
На этом совсем другая. Мы не можем буть и тут и там одновременно – ответила Ритка.

Что ж нам  только река тогда остается , если мы ни к одному берегу пристать не можем - с горечью ответил я.
A ты знаешь Ритка, а ведь ты права.
Мы и есть река. Мы с тобой странники, наблюдатели  в этой жизни.

Нам принесли наше вино, и пока оффициант сервировал стол - мы замолчали.

С днем рождения - странница , поднял я бокал.
Будь здоров странник - подыграла мне Ритка.

Хороший день получился , продолжила она.
А что про Кука то отвечать будешь.


Как тут все расскажешь , задумался я  ,ведь 300 лет истрии это даже и  не мгновенье в реке времени.
Напишу - "Хотели кушать и сьели Кука"

0 comments:

Post a Comment